Взгляд психолога: соцсети, компьютерные игры и интернет
На этой неделе на радио «Говорит Москва» должна была выйти передача с моим участием на тему интернета, соцсетей и компьютерных игр. Передачу отменили, но наработки остались, и я решила поделиться ими в виде блога в формате «вопрос-ответ».
В наши дни роль интернета и социальных сетей очень высока. Почему они так популярны?
У интернета есть важное свойство – доступность. Доступность информации, тематического общения, впечатлений, эмоций, контактов. Гораздо проще найти нужный форум в сети и задать там нужный вопрос, чем искать среди своих реальных знакомых эксперта в какой-то области. Чтобы узнать, что нового происходит, достаточно бегло просмотреть ленту новостей, без интернета на получение такой же информации потребовалось бы несколько часов чтения разных источников и просмотра телевизора.
А у социальных сетей, помимо доступности, есть и еще одно немаловажное достоинство: они позволяют человеку существенно расширить и поддерживать свой круг общения, активно интересоваться другими людьми и испытывать интерес к себе. В наше время реальная жизнь характеризуется ослаблением контактов с другими. По сравнению с прошлым веком, например, мы далеко не так близки с соседями, с дальними родственниками, у нас меньше знакомых и приятелей. И соцсети в какой-то мере компенсируют этот дефицит.
Получается, общение в интернете «вытесняет» нормальное человеческое общение?
Не думаю. Я пока не встречалась со случаями, когда любовь или крепкая дружба перешли исключительно в сетевой формат просто потому, что стал доступен интернет. Для поддержки по-настоящему значимых отношений виртуального общения всегда будет недостаточно. Зато соцсети дают легкую и экономную по времени возможность «дружить по интересам», интересоваться, как дела у дальних знакомых, делиться чем-то, что показалось интересным.
С точки зрения психолога, в чем польза и в чем вред сетевого общения?
Польза прежде всего в том, что интернет делает людей менее одинокими. А в наше время ослабления человеческих контактов это чрезвычайно важно. Кто-то находит в сети друзей, кто-то единомышленников, кто-то группу, к которой он может принадлежать. Некоторые виртуальные знакомства переходят «в реал»,некоторые - нет, но все равно факт общения, факт самовыражения состоялся. К тому же, нельзя недооценивать роль сети для романтических знакомств. Сейчас все больше парсоздается через сайты знакомств и соцсети, и у многих из этих людей не было бы шанса встретиться, если бы не интернет.
Стоит также сказать о роли соцсетей в поддержке креативностичеловека. Те кто пишет, рисует, лепит, поет, танцует и так далее имеют теперь возможность познакомить публику со своим творчеством и пообщаться с единомышленниками.
Что касается вредных аспектов сетевого общения, то, наверное, стоит отметить, что общение в сети в некоторых людях провоцирует инфантильные черты. Доступность и, порой, анонимность контакта порой снижают чувство ответственности, вызывают довольно детское, легкомысленное отношение к своему поведению в сети и чувство веселой безнаказанности. Так возникают некоммерческие тролли, флудильщики, патологические лгуны. Однако, стоит помнить, что причины такого поведения кроются вовсе не в сети, они в психике этих людей. И, если бы эти черты не проявились бы в сети, они обязательно проявились бы где-то еще.
Еще одно последствие использования соцсетей менее заметно, но не менее значимо. Есть определенные типы личности, которые не могут не сравнивать себя с другими, причем навязчивои постоянно, и соцсети дают отличную возможность для таких сравнений. Но профили в соцсетях – это своего рода витрины, на которые человек выкладывает лишь то, что готов представить всем: свои достижения, удачные фото, красивые моменты своей жизни. Чаще всего весь «негатив», все проблемы остаются «за кадром». И навязчивое сравнение осуществляется не с реальной жизнью других, а с этой витриной, что с большой вероятностью приводит к недовольству собой, свой жизнью, своим уровнем достижений. Но опять же, корень проблемы не в сети как таковой. Корень в самой потребности человека сравнивать себя и ставить себе оценки. А это уже серьезная проблема, с которой лучше обратиться к психологу.
Кому стоит ограничить нахождение в сетях? И наоборот, кому стоит быть активнее?
Мне не кажется, что кому-то стоит накладывать на себя какие-то особые ограничения. Однако, если человек начинает замечать, что вся его жизнь потихоньку становится виртуальной, это повод задуматься. Но не о том, чтобы запретить себе что-то, а о том, какие занятия в реальной жизни кажутся ему привлекательными, интересными, стоящими. И добавить их в свою жизнь. Все решает интерес, а не запреты.
А вот стать поактивнее в интернете определенно стоило бы старшему поколению. Многие люди старшего возраста считают, что интернет это «для молодых», а некоторые просто ленятся освоить что-то новое. И совершенно напрасно. Интернет мог бы сделать их жизнь более интересной и разнообразной. К тому же, родительский авторитет держится сейчас не на «испокон веку так делали», а на искреннем уважении молодого поколения. А такое уважение трудно заслужить, если не умеешь отправлять электронную почту. Не стоит отставать от времени, в любом возрасте.
Правда ли, что увлечение компьютерными играми переходит в зависимость?
Переходит – это не совсем верная формулировка. Зависимые черты личности могут проявиться в виде погружения в игры. А могут в чем-то еще. Первичны сами зависимые черты, а не формы их проявления. Так что, если подозреваете в себе или в ком-то из близких зависимость от игр, начинать надо не с обвинений в адрес создателей игр, а с консультации у психолога на предмет зависимого поведения вообще. Предмет зависимости может меняться. А вот зависимые черты в личности остаются и требуют серьезного внимания.
Часто компьютерные игры называют формой эскейпизма, ухода от реальности. Так ли это?
Строго говоря, не совсем и не для всех. Понятие эскейпизмаозначает уход в некий воображаемый мир в целью защититься от слишком тяжелой, неприятнойили скучной реальности. Да, игры подразумевают уход в воображаемый мир, но вовсе не факт, что туда уходят потому, что реальность слишком тяжела. Кто-то просто «меняет обстановку», кто-то отдыхает, кто-то безопасно выплескивают накопившуюся агрессию. Еще Фрейд писал о том, что человеку вообще мало реальности, ему нужны мысленные вспомогательные конструкции в виде фантазий, чтобы чувствовать себя хорошо. Игры – один из видов таких конструкций.
Да, есть и те, у кому виртуальный мир подменяет реальный, но все же большинство компьютерных игроков – люди, вполне нормально справляющиеся с повседневной жизнью, так что далеко не все геймеры – эскейписты в полном смысле слова.
К тому же, стоит задать вопрос: а чем отличается уход в игры от, например, ухода в книги или фильмы? Мне кажется, говоря о компьютерных играх, мы зачастую проявляем некоторую стереотипность мышления. Почему читать всю ночь Толстого – хорошо, а просидеть за компьютером – плохо? Можно, конечно, здесь начать говорить о культуре, но с точки зрения психологии, в общем-то, это один и тот же процесс – мысленное перенесение в фантазийный мир. Просто вкусы и потребности у всех разные. Но разве это плохо?
Компьютер и дети. Некоторые родители настроены резко против компьютеров. Правы ли они в своей позиции?
Наверное, офтальмологи и педиатры скажут, что правы. А вот с точки зрения психолога не все так однозначно. Конечно, плохо, если ребенок целыми днями портит глаза и осанку перед компьютером, мало двигается, не бывает на свежем воздухе. Но в этом случае мы говорим о крайности, когда пребывание за компьютером вообще никак не контролируется.
Мне кажется, другая крайность – «никаких компьютеров, пусть играет в деревянные кубики и в лапту» – тоже вредна. Во-первых, потому, что для детей крайне важна социализация в группе, гораздо важнее, чем для взрослых. Если родители насильственно отключают ребенка от того, что в наше время составляет значительную часть детской и подростковой субкультуры, ребенок будет испытывать и трудности с общением, и трудности внутренние, от сознания своей некомпетентности (которую не стоит путать с самостоятельностью и оригинальностью. Самостоятельность и оригинальность – это собственный выбор. А если непохожесть навязали, она переживается как недостаток).
К тому же, давайте вспомним, какие задачи мы ставим перед собой, обучая и воспитывая ребенка? Одна из таких задач – максимально хорошо подготовитьего к будущей самостоятельной жизни. Но ведь уже сейчас понятно, что в жизни следующего поколения компьютеры будут играть еще более важную роль, чем сейчас. Тем детям, кто будет с компьютером «на вы», придется трудно.
Так что, наверное, в вопросе «компьютер и ребенок» лучше придерживаться золотой середины: это важная, хоть далеко не единственная часть детской жизни.
Алла Дмитриева - психоаналитик, кандидат психологических наук, сотрудник Психологического Центр на Пятницкой